Первые шаги

Многие родители считают что время, когда дети начинают разговаривать, самое интересное для общения с ними. Но, оказывается, малышей можно многому научить и гораздо раньше.

Когда у нас родился первый сын, мы с мужем следили за его взрослением с точностью до часов. Вот ему исполнилось пятнадцать дней... Через час будет два месяца... Пройдет три дня и шесть часов - и мальчику сравняется полгода... Как мы торопили время и события! Когда же, наконец, он начнет держать голову, сможет сидеть, когда же у него прорежутся первые зубки?.. Нам казалось, что каждый следующий шаг в его развитии делает нас свободнее.
Но как только ребенок начал держать голову, он не захотел больше спокойно лежать в кроватке, требовал взять его на руки, чтобы видеть все и всех. Появились зубки, и мне пришлось не раз плакать от боли во время кормления маленького "хулигана". Он научился самостоятельно сидеть, и теперь его нельзя было оставить без присмотра ни на минуту. А мы по-прежнему продолжали успокаивать себя: вот когда он будет ходить и говорить, для нас наступит благодарный период спокойствия, и мы начнем получать истинное удовольствие от жизни и от общения с собственным сыном. Как мы ошибались!
Мы не сидели сложа руки в ожидании первого шага и первого слова своего малыша. С семи месяцев ежедневно учили его переступать ножками, произносить простейшие слова. Я держала за руку сына, а муж отходил от нас на некоторое расстояние, показывал ему новую игрушку и приглашал к себе. Мальчик бурно реагировал на "стимул", но не решался самостоятельно отправиться за ним, усаживался на пол, начинал плакать и получал желаемое без достижения поставленной нами цели.
Я пыталась тренировать его память, демонстрировала различные предметы, называла их по нескольку раз, чтобы он хорошо запомнил слова, их обозначающие. Однажды он указал пальчиком на свою кроватку и сказал "байка". Как мы радовались, что теперь нам будет понятно, если ребенок захочет спать. Сколько дней я твердила "бай-бай"! Но напрасно! Я попыталась уложить его, однако он стал сопротивляться и плакать. Что такое? Сквозь слезы звучало "байка". Только через три дня мучений мы поняли, что этим словом ребенок называет подушку.
В следующий раз он твердил "юа". Конечно, я сразу догадалась, что нужна юла - волчок. Нет! Слезы градом, "юа-юа-юа..." И снова потребовалось несколько дней, чтобы я поняла, что "юа" - это Юра, мой муж. Малыш просто хотел на руки к папе. Но ведь я же месяцами убеждала сына, что этот человек - "папа", "па". Он долго не называл нас "папой" и "мамой", но в один прекрасный момент посмотрел по очереди на нас обоих и радостно заявил - "пама"!
И вот пришел долгожданный день, когда малышу исполнился год. Он научился ходить, говорить на понятном лишь нам, родителям, языке. Казалось бы, все трудности остались позади. Но не тут-то было!
Когда родился второй мальчик, мы, имея за плечами богатый опыт, радовались, что, пока ему не стукнет год, у нас есть время набраться сил и терпения, подготовиться к самому беспокойному периоду в развитии ребенка.

Сделайте свой дом безопасным

Итак, ребёнку исполнился год... Для вас наступил тот период, когда придется тщательно осмотреть все углы в доме, каждую пядь пространства. Шкафы должны запираться на замки, ценные и хрупкие вещи нужно убрать подальше, розетки и электрические приборы изолировать. Рекомендуется сделать преграды на пути в "запретные зоны".
Научные исследования уже давно позволили психологам сделать вывод, что маленьких детей вредно целыми днями держать в кроватках, манежах или специальных стульчиках. Такое искусственное ограничение пространства сдерживает их рост и развитие. Но каждая мама знает, что в годовалом возрасте ребенка и несколько минут не удержишь на одном месте. А если мама рядом? Разрешите малышу во время приготовления обеда быть рядом с вами, дайте ему для игры какую-то посуду, деревянные ложки. Пока вы заняты, он тоже "трудится" и одновременно общается с вами.
Ребенок должен иметь возможность расходовать свою энергию и силы, не причиняя вреда своему здоровью и не доставляя вам хлопот.
Почти у всех детей есть любимое занятие: под столом или под стульями с помощью одеяла, подушек строить домики для себя и своих игрушек. Не запрещайте ему делать это. Наоборот - помогите, предложите для сооружения убежищ, дорог, мостов и трамплинов упаковочные коробки и пенопласт, валики от дивана, надувные игрушки. Малыш с удовольствием займется строительством своих "архитектурных шедевров".
Если вам удалось сделать дом безопасным для ребенка, отпадет половина проблем, связанных с дисциплиной. Сложности, конечно, останутся, так как малыш ухитряется "совать свой нос" в самые непредсказуемые места, а чувства опасности и самоконтроля у него еще нет. Но в безопасной обстановке вам не придется постоянно твердить ему: "Нельзя! Не смей! Не прикасайся!.."

Первые семейные правила

В возрасте одного-двух лет ребенка можно многому активно учить, при этом всё подробно объясняя и направляя его действия в нужное русло. Скоро наступит время познакомить маленького члена семьи с семейными правилами: "Не бери с папиного стола бумаги", "Не подходи к плите", "Не вы-ходи на балкон".
К сожалению, без запретов не обойтись. Если вы все растолковали ребенку, а он по-прежнему нарушает ваши установки, то (не удивляйтесь: это совет опытных психологов) можно слегка шлепнуть его. Да, он, скорее всего, заплачет, но ненадолго, обидится на вас, но не на всю жизнь. Зато мгновенная боль, хотя и несильная, тут же просигналит ему, что ведет он себя плохо. Важно, чтобы такое наказание следовало сразу же за проступком. Хорошо действует метод переключения внимания малыша. Для отвлечения от чего-то опасного или недозволенного можно просто взять его на руки, занять разговорами, дать игрушку.
Когда ребенок начинает шуметь, упрямиться, шалить, то вначале не обращайте на это внимания, поскольку он приходит в себя чаще всего через несколько минут. Не стоит преувеличивать отдельный эпизод и проявлять бурную реакцию. Такое поведение чисто возрастное, малыш еще не умеет контролировать свои чувства и эмоции, плохо говорит. Но если он "хулиганит", не реагирует на ваши замечания, посадите его на стул и строго объясните, за что он наказан и как правильно вести себя.
Иногда приходится "эвакуировать" его в манеж или кроватку на пять-десять минут для успокоения и "осознания вины". Через несколько минут подойдите к нему, похвалите за хорошее поведение в "изоляторе", чтобы он понял, что вы простили его.

Игрушка - вещь серьезная

Возможно, вы не раз уже наблюдали, как малыш равнодушно откладывает в сторону новую дорогую игрушку и часами возится с упаковочной коробкой. Она становится и домиком, и машинкой, и паровозиком для какого-нибудь потрепанного одноухого зайца. Почему так?
В раннем возрасте лучшие игрушки - наиболее простые, они развивают воображение, дети могут использовать их в самых немыслимых вариантах. Возможно, поэтому они разбирают сложные игрушки на части: так интересно попробовать, что с ними можно сделать! Из старых кубиков ребенок ежедневно в течение ряда лет строит различные сооружения, а новый электрический луноход, на который можно только смотреть, быстро надоедает.
Правильно подобранные игрушки - важное средство для умственного и психического развития ребенка. Покупая их, нужно учитывать возраст, уровень интересов, даже физиологическую зрелость ребенка.
Дарить конструктор LEGO годовалому малышу бесполезно и даже опасно: мелкие детали легко проглотить. Игрушки вызывают желание играть, а в игре ребенок не только познает окружающий мир, но и получает огромное удовольствие. Поэтому он должен иметь много источников, стимулирующих его к тому, чтобы слушать, наблюдать, трогать, нюхать, "пробовать на вкус"...
В игре у ребенка развиваются координация движений, память, он открывает и исследует чувственный мир вещей, учится сравнивать и анализировать.
По мнению многих известных психологов, именно такие простейшие действия, как хватание, разглядывание, прикосновение и ощупывание, постепенно накапливаются, отбираются, сортируются мозгом ребенка и со временем составляют основу формирования его интеллекта, который, таким образом, непосредственно зависит от того, сколько видел и слышал ребенок в детстве.
Важно учитывать и то обстоятельство, что если малыша без меры "пичкать" игрушками и стимулирующими его развитие занятиями, то вскоре он пресытится и потеряет к ним интерес. Поэтому игру следует прекращать немного раньше, чем ребенок устанет.
В возрасте от года до двух лет дети очень забавны. Энергия их переполняет, они постоянно в движении. В этот период матери в одиночку будет нелегко справиться с "вечным двигателем", особенно вечерами - до ужина и перед сном. Поэтому призовите на помощь мужа: в некоторые моменты нам даже больше, чем ребенку, нужны поддержка и забота.

Татьяна Порецких


Игрушки для малышей:

 С чем играть дома

  • куклы
  • мягкие, резиновые, пластмассовые зверюшки разных размеров
  • маленький стул
  • лошадка-качалка
  • игрушечный домик
  • пластинки
  • книжки
  • музыкальные шкатулки
  • игрушечные инструменты, ножницы
  • ксилофон, телефон со звонком и диском (кнопками) для набора номеров

С чем пойти на улицу

  • санки
  • трехколёсный велосипед
  • маленькая кукольная коляска
  • движущиеся игрушки (звери на колесах, машинки)
  • набор для песочницы (ведерко, лопатка, совок, формочки)
  • надувные и резиновые мячи